Подготовка специалистов по прикладному анализу поведения (ABA-терапии): Мировой опыт и казахстанский контекст
Ключевые слова:
прикладной анализ поведения (ABA), профессиональная подготовка, смешанное обучение, телесупервизия, компетентностное образование, инклюзивное образование, Казахстан, расстройства аутистического спектра (РАС)Аннотация
Аннотация
В статье представлен обзор современных моделей подготовки специалистов по прикладному анализу поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) с сравнением традиционного, смешанного (blended) и телемедицина (telehealth) форматов обучения. Анализ показывает, что программы, основанные на компетентностном подходе и структурированной рукаводстве, обеспечивают высокий уровень профессиональной подготовки. Традиционные очные программы способствуют лучшему усвоению практических навыков, тогда как смешанные и дистанционные форматы повышают доступность и устойчивость обучения. Эти подходы особенно актуальны для Казахстана, где сохраняется дефицит квалифицированных специалистов. Внедрение смешанных и дистанционных -моделей может способствовать развитию инклюзивного образования и расширению применения научно обоснованных поведенческих интервенций. Подчеркивается необходимость создания национальных стандартов, системы сертификации и академического сотрудничества для устойчивого развития подготовки ABA специалистов в Казахстане.
Скачивания
Библиографические ссылки
Batton, B., Kaplan, R., Ellis, K., Schmidt, C., Nudelman, E. (2022). Telehealth training in principles of applied behavior analysis for caregivers of young children with autism spectrum disorders during the COVID-19 pandemic. Education and Treatment of Children, 45(3), 299-303. https://doi.org/10.1007/s43494-022-00081-7
Du, G., Guo, Y., Xu, W. (2024). The effectiveness of applied behavior analysis program training on enhancing autistic children’s emotional-social skills. BMC psychology, 12(1), 568. https://doi.org/10.1186/s40359-024-02045-5
Cooper, J. O., Heron, T. E., Heward, W. L. (2007). Applied behavior analysis (Vol. 2, pp. 37-46). Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill-Prentice Hall. https://europepmc.org/articles/pmc1285958?pdf=render
Hollins, N. A., Morris, C., Li, A. (2023). Integrating diversity, equity, and inclusion readings within coursework: Suggestions for instructors teaching behavior analysis. Behavior Analysis in Practice, 16(2), 629-639. https://doi.org/10.1007/s40617-023-00781-5
Koldas, M. (2025). Online-formatted training for ABA practitioners: a systematic review. International Journal of Developmental Disabilities, 71(4), 491-505. https://doi.org/10.1080/20473869.2023.2272092
Kranak, M. P., Andzik, N. R., Jones, C., Hall, H. (2023). A systematic review of supervision research related to board certified behavior analysts. Behavior Analysis in Practice, 16(4), 1006-1021. https://doi.org/10.1007/s40617-023-00805-0
Leaf, J. B., Leaf, R., McEachin, J., Taubman, M., Ala’i-Rosales, S., Ross, R. K., Weiss, M. J. (2016). Applied behavior analysis is a science and, therefore, progressive. Journal of autism and developmental disorders, 46(2), 720-731. https://doi.org/10.1007/s10803-015-2591-6
Lockey, A., Bland, A., Stephenson, J., Bray, J., Astin, F. (2022). Blended learning in health care education: an overview and overarching meta-analysis of systematic reviews. Journal of Continuing Education in the Health Professions, 42(4), 256-264.
https://doi.org/10.1097/CEH.0000000000000455
Maglione, M. A., Gans, D., Das, L., Timbie, J., Kasari, C., Technical Expert Panel, HRSA Autism Intervention Research–Behavioral (AIR-B) Network. (2012). Nonmedical interventions for children with ASD: Recommended guidelines and further research needs. Pediatrics, 130(Supplement_2), S169-S178. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0900O
Martin, N. T., Shook, G. L. (2011). The behavior analyst certification board and international credentialing for behaviour analysts. European Journal of Behavior Analysis, 12(1), 41-47. https://doi.org/10.1080/15021149.2011.11434354
Neely, L., Tsami, L., Graber, J., & Lerman, D. C. (2022). Towards the development of a curriculum to train behavior analysts to provide services via telehealth. Journal of Applied Behavior Analysis, 55(2), 395-411. https://doi.org/10.1002/jaba.904
Ninci, J., Čolić, M., Hogan, A., Taylor, G., Bristol, R., Burris, J. (2021). Maintaining effective supervision systems for trainees pursuing a behavior analyst certification board certification during the COVID-19 pandemic. Behavior Analysis in Practice, 14(4), 1047-1057. https://doi.org/10.1007/s40617-021-00565-9
Parsons, S., Yuill, N., Brosnan, M., Good, J. (2015). Innovative technologies for autism: critical reflections on digital bubbles. Journal of Assistive Technologies, 9(2), 116-121. https://doi.org/10.1108/JAT-03-2015-0005
Sipila-Thomas, E. S., Brodhead, M. T. (2024). A survey of barriers experienced while providing supervision via telehealth: Implications for future research and practice. Behavior Analysis in Practice, 17(1), 70-86. https://doi.org/10.1007/s40617-023-00860-7
Vallée, A., Blacher, J., Cariou, A., Sorbets, E. (2020). Blended learning compared to traditional learning in medical education: systematic review and meta-analysis. Journal of medical Internet research, 22(8), e16504. https://doi.org/10.2196/16504
Vazquez, D. J., Lechago, S. A., McCarville, M. J. (2024). Training behavior analysis graduate students to work with an interpreter. Behavior Analysis in Practice, 17(4), 1160-1174. https://doi.org/10.1007/s40617-024-00938-w
Mambetalina, A. S., Borankulovna, O. A., Kanatovna, M. S., Ukatayevna, U. G., Pamazanovna, M. A., Tlegenovna, U. Z. (2022). The impact of complex intervention on the dynamics of children’s development with ASD. The Open Psychology Journal, 15(1). https://doi.org/10.2174/18743501-v15-e2205110
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-11-05 (3)
- 2025-11-03 (2)
- 2025-10-31 (1)






