Эффективность мультидисциплинарного подхода в реабилитации детей с расстройством аутистического спектра: Подходы, результаты и перспективы применения
DOI:
https://doi.org/10.54500/2790-1203-2024-4-124-74-79Ключевые слова:
аутизм, расстройство аутического спектра, реабилитация, мультидисциплинарный подход, мультидисциплинарная группаАннотация
В данной статье рассмотрены современные подходы к мультидисциплинарной реабилитации детей с расстройством аутического спектра, возможность перспектив применения таких подходов для улучшения качества жизни детей с расстройством аутического спектра и их семей.
Цель исследования: оценка эффективности мультидисциплинарного подхода в реабилитации детей с расстройством аутического спектра, анализ полученных результатов и определение перспектив дальнейшего применения данного подхода в практической деятельности и разработке рекомендаций для оптимизации реабилитационных программ.
Методы. Мультидисциплинарный подход включал: психологическую поддержку; логопедические занятия; социальную адаптацию; физическую реабилитацию. Исследование проводилось в Национальном центре детской реабилитации, дети поступали согласно графика заезда. Дети в возрасте от 1 года до 18 лет с расстройством аутического спектра. Всего за 2022-2023 годы было исследовано – 481 человек.
Результаты. В 2022 году поступило 196 детей с диагнозом детский аутизм из них 151 детей мужского пола, и 45 детей женского пола. С диагнозом "Атипичный аутизм" - 49 человек, из них 39 - мужского пола, 10 – женского пола. В 2023 году поступило 206 человек, из них 152 - мужского пола, 54 –женского. С диагнозом "Атипичный аутизм" - 30 человек, из них мужского пола - 13 человек, женского - 17. Многопрофильный, интегративный подход к реабилитации, начатый в хорошо оборудованных и укомплектованных персоналом центрах, помогает улучшить надлежащую диагностику и лечение детей с расстройствами аутистического спектра и обеспечивает улучшенные долгосрочные результаты.
Выводы. Необходимо разработать рекомендаций для специалистов в области реабилитации и психологии. Также необходимо внедрить мультидисциплинарный подход в образовательные и медицинские учреждения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Lord C., Elsabbagh M., Baird G., Veenstra-Vanderweele J. Autism spectrum disorder. Lancet. 2018; 392(10146): 508-
Wang L., Wang B., Wu C., Wang J., Sun M. Autism Spectrum Disorder: Neurodevelopmental Risk Factors, Biological
Mechanism, and Precision Therapy. Int J Mol Sci. 2023; 24(3): 1819.
Булекбаева Ш.А., Лепесова М.М., Ризванова А.Р. Использование международных критериев в нейрореабилитации
в соответствии со стандартом организации оказания медицинской реабилитации населению Республики Казахстан
/ Методические рекомендации. – Астана, 2014. – 42 с.
Bulekbaeva Sh.A., Lepesova M.M., Rizvanova A.R. Ispol’zovanie mezhdunarodnykh kriteriev v neyroreabilitatsii
soglasno standartu organizatsii okazyvaniya meditsinskoy reabilitatsii naseleniyu RK (The use of international criteria in
neurorehabilitation in accordance with the standard of the organization of medical rehabilitation of the Republic of Kazakhstan) [In Russian] / metodicheskie rekomendatsii – Astana, 2014: 42 р.
Шошмин А.В., Пономаренко Г.Н. MKF и реабилитация (под редакцией академика А.Н. Разумова). – Санкт-
Петербург, 2018. – 238 с.
Shoshmin A.V., Ponomarenko G.N. MKF i reabilitatsii (MKF and rehabilitation) [In Russian]. (pod redaktsiei akademika
A.N. Razumova). – Sankt-Peterburg, 2018: 238 p.
Hirota T., King B.H. Autism Spectrum Disorder: A Review. JAMA. 2023; 329(2): 157-168.
Садуакасова К. З., Енсебаева Л. З. Аутизм. История развития. Ситуация в Казахстане (обзор литературы) //
Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2018. – №1. – С. 176-179.
Saduakasova K.Z., Ensebaeva L.Z. Autizm. Istoriya razvitiya. Situatsiya v Kazakhstane (obzor literatury) (Autism.
History of development. The situation in Kazakhstan (overview literature)) [In Russian]. Vestnik Kazakhskogo Natsional’nogo meditsinskogo universiteta, 2018; 1: 176-179.