ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЕ CASE-BASED LEARNING (CBL) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОНКОЛОГИЯ»
DOI:
https://doi.org/10.54500/2790-1203-2023-2-116-114-117Ключевые слова:
онкология, образовательная технология, case-based learningАннотация
В настоящее время образование в высшей медицинской школе значительно изменилось. Прослеживается тенденция акцентирования на студентоцентрированность и обучение в активном формате. Использование клинических случаев на основе конкретных ситуации, имевших место в клинической практике названы Сase–based learning (CBL).
Цель сообщения: продемонстрировать эффективность применения CBL у студентов при изучении онкологии.
Инновационный метод CBL используется для проведения практического занятия у студентов 6 курса. Всего проведено более 50 занятий методом CBL с более 600 обучающимися по дисциплине «Онкология». При составлении CBL были выбраны реальные случаи из клинической практики. Кейс для занятия методом CBL составлен для обучающихся 6 курса специальности «Общая медицина». По классификации кейс имеет вид «маленьких набросков» (short vignetts) на 8 страниц. Занятия методом case-study проводили на практических занятиях на тему «Рак пищевода». Название кейса «Дисфагия».
Знания обучающихся оценивались по 100-балльной шкале согласно чек-листам, которые разрабатывались в соответствии с контентом кейса. Средний балл успеваемости студентов 6 курса до внедрения CBL на тему «Дисфагия»
составил 80,3 б. и после проведения занятий с применением CBL составил 89,6 , в сторону повышения успеваемости в апробируемых группах на 9,3 балл. Результаты обратной связи оценивали по трем критериям: информативность,
наглядность, доступность для понимания, где участвовало все студенты. Качество проведения занятия оценивали по трем критериям: информативность, наглядность, доступность для понимания. Информативность оценили на «отлично» - 82%, «хорошо» – 18%. Наглядность оценили на «отлично» - 85%, «хорошо» – 15%. Доступность для понимания оценили на «отлично» - 92%, «хорошо» – 8%.
Выводы. CBL является образовательной перспективой, в которой у студентов развиваются исследовательский потенциал, стратегия и возможности. Моделирование профессиональных ситуаций посредством кейсов позволяет студенту не только решить проблему, но и выработать тактику поведения в предлагаемых обстоятельствах, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, определить способность работать в коллективе, умение высказать
собственные взгляды на проблему, ведение дискуссии или диспута.
Скачивания
Библиографические ссылки
Thistlethwaite J.E., Davies D., Ekeocha S. The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23. Medical teacher 2012; 34(6): e421-e444.
Li S., Yu B., Yue J., et al. Case-oriented self-learning and review in pharmacology teaching. The American journal of the
medical sciences. 2014; 348 (1): 52-56.
Sturdy S. Scientific method for medical practitioners: the case method of teaching pathology in early twentieth-century
Edinburgh. Bulletin of the History of Medicine. 2007; 760-792.
Guarner J., Amukele T., Mehari M. Building capacity in laboratory medicine in Africa by increasing physician involvement:
a laboratory medicine course for clinicians. American journal of clinical pathology. 2015; 143(3): 405-411.
Ilgüy M., Ilgüy D., Fişekçioğlu E., Oktay I. Comparison of case-based and lecture-based learning in dental education using the SOLO taxonomy. Journal of dental education. 2014; 78(11): 1521-1527.
Gade S., Chari S. Case-based learning in endocrine physiology: an approach toward self-directed learning and the
development of soft skills in medical students. Advances in physiology education. 2013; 37(4): 356-360.